Эссе должно иметь следующую структуру:
1. Вступление (введение) – это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
2. Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов.
Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:
3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
При проверке и оценке олимпиадных заданий жюри проверяет соблюдение каждым участником общих требований к работе с целью ее допуска к конкурсу, а также оценивает содержание допущенной к конкурсу работы в соответствии с конкретными критериями оценки. Объем эссе не должен превышать трех страниц (листы формата А-4), прилагаемых к заданию.
Выставление оценок за содержание эссе производится по 60-балльной шкале. Баллы начисляются (снимаются) по каждому из установленных критериев. Максимальное суммарное количество баллов – 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНКУРСНЫХ РАБОТ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ РУБЛЯ
№ |
Критерии |
|
Детализация |
Баллы |
Сумма |
1. |
Понимание темы и соответствие ей содержания работы (если тема не понята автором или проинтерпретирована совершен- но неправильно (грубо проигнорировано объективное содержание и логическая структура выбранного афоризма), остальные критерии при проверке данной работы могут не учиты- ваться и за все эссе выставляется либо «0» баллов, либо (по решению жюри) не более «10» баллов за всю работу |
1.1 |
адекватность понимания темы |
0-2 |
12 |
1.2 | грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного | 0-3 | |||
1.3 | соответствие содержания работы заявленной теме | 0-2 | |||
1.4 | полнота раскрытия темы | 0-3 | |||
1.5 | выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность их раскрытия | 0 - 2 | |||
2. |
Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (в случае, если анализ проведен исключительно на повседневно-житейском уровне или при наличии в работе не относящихся к теме фрагментов текста или примеров по данному пункту, ставиться оценка «0» баллов) |
2.1 |
владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме) |
0-2 |
12 |
2.2 | знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме | 0-2 | |||
2.3 | использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне | 0-2 | |||
2.4 | 0-2 | ||||
2.5 | аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.) | 0-2 | |||
2.6 | выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера | 0-2 | |||
3. |
Логичность авторского текста |
3.1 |
ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений |
0-3 |
10 |
3.2 | обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации | 0-3 | |||
3.3 | грамотность определения понятий и грамотность классификаций | 0-2 | |||
3.4 |
осуществление выводов, основанных на структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т.п. |
0-2 | |||
4. |
Общая гуманитарная эрудиция |
4.1 |
знание социальных фактов и их уместное использование |
0-2 |
10 |
4.2 | использование примеров из всемирной и отечественной истории | 0-3 | |||
4.3 | знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.) | 0-3 | |||
4.4 | творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления | 0-2 | |||
5. |
Навык организации академического текста, связность, системность, последова тельность изложения, культура письма |
5.1 |
связность, системность, последовательность текста |
0-2 |
6 |
5.2 | четкая структурированность текста | 0-1 | |||
5.3 | соблюдение базовых стандартов академического цитирования | 0-1 | |||
5.4 | единство стиля, точность и выразительность языка | 0-2 | |||
6.
|
Грамотность
|
6.1 |
Соблюдение орфографических норм |
0-3 |
10 |
6.2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
0-3 |
|||
6.3 |
Соблюдение языковых норм |
0-2 |
|||
6.4 |
Соблюдение речевых норм |
0-2 |
|||
|
ИТОГО |
|
|
|
60 |
Технические требования к написанию эссе:
Работа должна быть оформлена в соответствии с определенными правилами:
Работа оформляется строго одним файлом с титульным листом и текстом эссе.
Работа присылается в форматах DOCX или PDF, тип изображения ЧБ, объемом не более 3 МБ.
Максимальный объем Эссе - 5 страниц;
Используемый шрифт - Times New Roman;
Размер шрифта - 12 с межстрочным интервалом - 1,15, выравнивание - по ширине.
Образец оформления конкурсной работы и форма заявки участника представлены в методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса. Все поля заявки являются обязательными к заполнению.
Более подробно с критериями можно ознакомиться в Положении и Методических рекомендациях: https://rubday.asprof.ru/about/regulations